16.08.2010

Про веб третьего поколения и советы окружающих

Рекомендации-2015

В очередном интервью о будущем различных направлений IT-отрасли Александр Долгин, профессор ГУ-ВШЭ, создатель и управляющий рекомендательного сервиса Имхонет, рассказал о социальных сетях третьего поколения, вебе 3.0 и технологии коллаборативной фильтрации, которая преобразует цифровое общество.
Что сейчас умеют рекомендательные системы, насколько они точны?

Они могут многое, если не все. Узкое место не в точности, а в потребительском спросе - в том, насколько люди нуждаются в рекомендациях, осознают их ценность.

Коммерческая культура воспитывает всеядного потребителя, которому не с руки выбирать и который идет у нее на поводу. Остается какой-то процент людей, не безразличных к тому, плохой фильм или хороший, интересная книжка или не очень. Еще кто-то выходит из игры, замыкаясь в своих предпочтениях и в круге советчиков, наработанном годами.

Так что перспективы рекомендательных систем зависят не только от их собственных возможностей, но и от спроса на качество того, что мы потребляем, и шире - спроса на качество жизни.

И каковы, на Ваш взгляд, в связи с этим перспективные тренды?

Тренды социальных сетей и в целом интернета можно спрогнозировать, если взглянуть на ситуацию со следующей точки зрения - насколько успешно с их помощью формируются клубы, сообщества. Эта связь далеко не очевидна, но она чрезвычайно важна. Многое в нашей жизни так или иначе завязано на клубы - на их доступность и полезную отдачу от них. Каждый человек нуждается в объединении со "своими" и отмежевании от "чужих" - такова оптимальная структура социума. В самом широком смысле клуб - это круг людей чем-то интересных тебе, совместно с которыми можно реализовать свой потенциал. Обнаружение таких кругов, присоединение к ним, участие в их жизни - это для человека одновременно цель и способ существования. Это путь к личному счастью, поскольку именно так люди самореализуются - через повышение качества коммуникаций: вступают в контакты со стоящими людьми по существенным для них вопросам и тем самым управляют качеством своего времени. А преумножение последнего - подлинная цель человека. Не говоря уж о том, что клуб - это способ сбалансировать интересы общества и индивида, поскольку он позволяет последнему обрести комфортную среду и отгородиться от чужаков.

Задача дня - помочь человеку найти круг тех, с кем ему будет хорошо, сблизиться с этими людьми. Как способствовать этому процессу? Рекомендательные практики - аккурат про это. Один из новейших и, по моему мнению, революционных инструментов - клубная (коллаборативная) фильтрация, которая в офлайне, вообще-то, существовала всегда и везде, но в интернет-сетях приобрела особую эффективность.

К сожалению, практически с самого начала, а рекомендательные системы появились в мире около 15 лет назад, их становление происходило на фоне интриги, которая сработала против них, пошатнула доверие людей к рекомендациям. Технологию, изобретенную для того, чтобы упрощать и оптимизировать процесс выбора, взяли на вооружение коммерсанты. Они перешли тонкую грань, отделяющую "посоветовать" от "навязать", чем изрядно скомпрометировали институт рекомендаций. Совершенно очевидно, что эксперт не должен находиться в прямой экономической зависимости от поставщиков товаров, которые он сертифицирует. Как минимум, должен соблюдаться принцип равноудаленности. Компромисс между необходимостью продавать и способностью выдавать рекомендации неизбежно выливается в снижение точности последних.

Комментариев нет:

Отправить комментарий